Логотип сайта
Расширенный поиск по сайту

СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


















Все группы детского сада "ТЕРЕМОК"





Наш опрос
Устраивает ли Вас время работы садика?

Да
Нет




Ваши ответы будут учтены Администрацией садика.
ВНИМАНИЕ!
Ваш голос будет учтен только ОДИН раз. IP-контроль

Вы просматриваете страницу: Детский сад ТЕРЕМОК » Личные страницы педагогов » Консультация для родителей «Формирование элементарных экологических представлений в раннем возрасте»

Консультация для родителей «Формирование элементарных экологических представлений в раннем возрасте»


Консультация для родителей «Формирование элементарных экологических представлений в раннем возрасте»


Экологическое воспитание- это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Осознанно правильное отношение к природе основывается на понимании связи растений, животных с условиями среды обитания,специфики живого и его самоценности. Такого осознанного отношение в раннем возрасте еще не может быть. Задача взрослыхпомочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.
Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь. Никогда впоследующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия и свежести чувств, как в раннем и дошкольном возрасте. И как это ни печально, но человек нередко теряет гармоническую связь с природой еще в детстве, в самую нежную ичувствительную пору жизни. Как это происходит? Вот малыш взял в руки птичье перо, чтобы полюбоваться им, и тут же слышит резкий крик: «Брось эту грязь сейчас же». Присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков, которые тамплавают. И тут же следует панический возглас: «Отойди от лужи. Испачкаешься и простудишься! » И вместо красочного,веселого мира ребенок видит перед собой серый асфальт. А взрослые могут и должны помочь ребенку в освоенииэлементарных природоведческих знаний, в развитии желания и умения познавать мир природы, приобщить его кэлементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. На этой основе воспитываетсязаботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении: и к травке, цветочку, дереву, птичке, и к своим сверстниками взрослым. Поэтому так важно специально учить малыша всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотоймира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы.Недостаток конкретных ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов и т. д.) ведет к эмоциональной и духовной бедности, кнеумению выразить свое отношение к миру природы. С восприятием эстетической стороны природы важно научить ребенка инравственному отношению к ней. В результате эстетические и этические оценки соединяются, образуя нравственно-эстетические нормы, по мере действенного усвоения которых можно судить о степени сформированости гуманных чувств илюбви к живым существам.
Исключительно важно для формирования основ экологического сознания пробудить у малыша интерес к природе, к жизни растений и животных, к явлениям неживой природы. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир ихокружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Постоянное общение ребенка с природой дает заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряженность,помогает снять стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому.
С чего же начать этот процесс? Начать надо с себя. Задуматься, как сами взрослые относятся к природе — хозяева природы или ее часть? Способны удивляться и радоваться природе или равнодушны? Очень ва-жно постоянно показывать детям интерес кприроде, ее объектам и явлениям, желание познавать их; своим поведением доказывать, что не утрачена способностьудивляться и радоваться зеленой травке, яркому цвет-очку, дереву, птичке, солнцу, ветру, снегу и т. д. Под влиянием эмоций взрослого, выражающего восторг, радость, удивление, сочувствие, огорчение, ребенок учится определенным образомотноситься к травке, цветочку, сломанному дереву, голодному животному. Какие методы приобщения ребенка к природе наиболее эффективны? Преж-де всего постоянные, многократно повторяющиесянаблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании поисковыми действиями,чтением детских книг, использованием поговорок, потешек, с музыкальной деятельностью. Процесс приобщения маленького ребёнка к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, веселое настроение, удивление от узнавания нового и от первых успехов. Все это поможет детям легче и лучше познать свойства, качества, признаки объектов природы, простейшие связи и отношения.
Приобщать малыша к богатому и разнообразному миру природы необходимо прежде всего через его чувства, затрагивая сердце и душу ребенка. Свои яркие впечатления от природы ребенок стремится отразить в рисунках, аппликациях, творческих рассказах, стихах, загадках.
Наиболее близки для детей комнатные растения. Интерес к растениям проявляется у ребенка чаще всего, когда взрослые привлекают его внимание к ним, наблюдают их вместе с малышом. На первый взгляд растения неподвижны, статичны и безжизненны. Такими их видит ребенок. Взрослые могут показать ему своеобразие жизни растений, их красоту, ради которой их и содержат в доме. Комнатные растения очень разнообразны: они различаются по внешнему виду стеблей, листьев, цветков, их окраске, форме, величине, количеству и др. В каждом своя красота и неповторимость.
При этом нужно обращать внимание на состояние растений при уходе за ними. Частое наблюдение за растениями позволяет ребенку сделать для себя открытие, что общий вид растения (цвет, размер его листьев, цветков) — показатели «здоровья», состояния растения. Растение — живое существо. Когда ребенок научится понимать состояние растений, он будет «сочувствовать» им, помогать, проявлять заботу. Взрослый привлекает ребенка к совместной поливке, содержанию растений в чистоте. Это уже первая действенная помощь «зеленым друзьям». Малыши познают окружающий мир непосредственно, практически.
Наблюдение - сложная познавательная деятельность, она только зарождается в раннем возрасте и осуществляется как совместная деятельность взрослого и ребенка. Главное в наблюдении — создать эмоциональный настрой, общее радостное впечатление. Итак, знакомство маленького ребенка с зеленым царством дома формирует первые эмоционально-этические представления о жизни «зеленых друзей», способствует развитию наблюдательности, интереса, воспитывает бережное, гуманное отношение к растениям.
Животные привлекают внимание ребенка своей подвижностью, динамичностью, издаваемыми звуками и другими интересными проявлениями (что и как едят, как передвигаются, где живут). Большинство детей пытаются вступить с ними в контакт. Разнообразные жизненные проявления животных позволяют ребенку рано понять, что это живые существа. Животные нравятся детям многообразием окраски, размеров, форм, движений (яркая красивая бабочка привлекает окраской, птичка — полетом, звуками). Встреча с животными вызывает у ребенка, как правило, радость, оживление, удивление. Взрослые не только знакомят детей с животными, но и учат относиться к ним бережно и внимательно.
Необходимо помнить о том, что общение детей с животными не должно быть стихийным, бесконтрольным. Ребенок еще не знает, как правильно общаться с животным, может нанести ему и себе вред. Поэтому взрослые помогают детям в общении с животными, чтобы оно не было опасным ни для животных, ни для ребенка.
Постепенно во время коротких живых наблюдений ребенок научится замечать особенности живых объектов, у него появляется интерес и желание чаще общаться с животными, растениями, формируется умение видеть и понимать состояние другого существа. Это тонкое движение души ребенка, с этого зарождается чувство ответственности за все живое.
Обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, научить всматриваться, любоваться и восхищаться природой, проявлять пытливость и наблюдательность, беречь и заботиться об окружающей природе — вот благородная задача взрослых.
С первых шагов ребенка каждым своим действием взрослый обязан закладывать в его сознание понимание того, что духовная и физическая жизнь человека неразрывно связана с природой.

 

Сохраните в свои закладки на:


Похожие публикации


  

Рейтинг@Mail.ru

© МБДОУ Детский Сад №93 "ТЕРЕМОК" г.Чебоксары © "ТЕРЕМОК №93" 2018

НАВЕРХ


Главная | Регистрация | Обратная связь | RSS подписка | ФОТО